Одна из самых любимых сказок –«Два брата»(1945). Это настоящая волшебная сказка, проникновенная и искренняя, которая несет добро в детские сердца. Обязательно прочитайте её с детьми. Она о семье, о дружбе, взаимопомощи, любви к ближнему. Шварц раскрывает отношения родных людей в семье и призывает беречь, любить и никогда не бросать своих родных и близких. На её примере можно показать детям, как нужно относиться друг к другу в семье, как важно взаимное уважение, доверие. Ненавязчивая, без морализации сказка про двух братьев с непростыми отношениями, про добро и любовь, которые побеждают, несмотря на трудности, про помощь и взаимовыручку, про то, как нужно самому исправлять совершенные ошибки. В настоящее время многие уделяют огромное количество времени своему личному пространству, не обращая внимания на близких людей. Обиды, ссоры отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Шварц учит детей правильному отношению не только друг к другу, но и к своим родителям. Слушаться их во всем и не расстраивать — это должно быть заветом любой семьи. Эту сказку полезно читать не только детям, но и родителям. О том, как надо воспитывать детей – братьев и сестёр, чтобы они росли именно друзьями, не обузой, а опорой.
Маруся – девочка активная и решительная. Во дворе уже все дети записались в школу, а ее маме некогда, и Маруся сама идет записываться, взяв из дома все документы. А с каким волнением и нетерпением ждет Маруся 1 сентября, как боится проспать! Вскакивает, проверяет будильник, думает, что он сломан, и принимает последний трамвай за первый. В первый день занятий дети реагируют на новый этап своей жизни по-разному: Верочка забилась в угол и плачет – боится оставаться без мамы, а Маруся смело просит маму не заходить за ней и идет домой после уроков сама. Очень интересно читать о том, как уважительно и тактично разговаривает с девочками учитель, как успокаивает их, знакомит со школой и школьными правилами. А сколько интересного еще будет дальше! Не только обучение письму, чтению и счету, но и умение строить отношения с одноклассницами и соседским мальчиком Сережей, общение с которым раньше всегда заканчивалось дракой, и первое дежурство, и первая отметка, и подготовка к празднику, и новогодние каникулы, и поездка за город за вербой для классного уголка живой природы, чтобы порадовать Анну Ивановну, и отличное окончание первого класса, несмотря на не самые лучшие результаты в классе в начале обучения.
«Сказка о потерянном времени» написана ещё в 1940 году, но не потеряла своей актуальности. Ведь и в наши дни многие не умеют ценить время, растрачивая его понапрасну на всякие пустяки. Особенно современные дети – компьютерные игры, пустая болтовня, тусовки и неумение себя занять. Герои книги, мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, тоже теряли понапрасну время. И вот однажды четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. И вот свершилось колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Злые волшебники забрали потерянное зря время. Ребята, которые не ценили время, превратились в стариков и старушек. И в то же время у детей оставался шанс вернуть время назад. Сказка учит ценить то, что имеешь, потому что, утеряв необходимое, можешь лишиться шанса вернуть утраченное.