Сказочник и добрый волшебник Евгений Шварц

21 октября – 125 лет замечательному отечественному сказочнику, писателю, драматургу Евгению Львовичу Шварцу (1896 – 1958).

Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Им написаны с детства всеми любимые «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо»… Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!». Мы вырастаем на его сказках и пьесах.

Одна из самых любимых сказок –«Два брата»(1945). Это настоящая волшебная сказка, проникновенная и искренняя, которая несет добро в детские сердца. Обязательно прочитайте её с детьми. Она о семье, о дружбе, взаимопомощи, любви к ближнему. Шварц раскрывает отношения родных людей в семье и призывает беречь, любить и никогда не бросать своих родных и близких. На её примере можно показать детям, как нужно относиться друг к другу в семье, как важно взаимное уважение, доверие. Ненавязчивая, без морализации сказка про двух братьев с непростыми отношениями, про добро и любовь, которые побеждают, несмотря на трудности, про помощь и взаимовыручку, про то, как нужно самому исправлять совершенные ошибки. В настоящее время многие уделяют огромное количество времени своему личному пространству, не обращая внимания на близких людей. Обиды, ссоры отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Шварц учит детей правильному отношению не только друг к другу, но и к своим родителям. Слушаться их во всем и не расстраивать — это должно быть заветом любой семьи. Эту сказку полезно читать не только детям, но и родителям. О том, как надо воспитывать детей – братьев и сестёр, чтобы они росли именно друзьями, не обузой, а опорой.

В преддверии Нового года родители двух мальчиков уезжают в город за праздничными угощениями и подарками. Два брата, Старший и Младший, остались дома. Поначалу Старший ухаживал за Младшим, заботился о нем, но под вечер зачитался интересной книгой, а когда младшему стало скучно, и он попросил с ним поиграть, Старший грубо крикнул «Оставь меня в покое» и вытолкал малыша во двор на мороз. Когда он одумался, мальчик исчез. Когда вернулись родители, отец от горя принял решение – пусть старший отправляется на поиски младшего. Страшная история, но дети должны её прочитать, чтобы знали, что не каждый их проступок можно простить, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а ошибки – исправлять. Только доброта и храбрость Старшего помогли братьям воссоединиться и научиться ценить друг друга. И всё хорошо заканчивается. А мораль сказки остаётся на всю жизнь! Что такое ответственность? Что следует за жестокими и несправедливыми поступками? Как надо вести себя с младшими, с более слабыми? Что будет, если навредить кому-то, кто от тебя зависит? Как добрые поступки могут помочь справиться с трудностями?
Повесть «Первоклассница» (1948) была написана Евгением Шварцем достаточно давно. Это добрая и смешная история о первокласснице Марусе, рассказанная от ее имени. Несмотря на то, что описываемые события происходили давно и повествование в книге ведется от имени девочки, мальчикам тоже будут интересны, близки и понятны переживания Маруси и ситуации из ее жизни. С того времени изменилось очень многое: исчезло разделение на мужские и женские гимназии, на смену перьевым ручкам и чернилам пришли удобные авторучки, не оставляющие клякс, ученикам не нужно учиться вначале красиво и правильно писать карандашом, чтобы заслужить право писать ручкой с чернилами, в больших городах первоклассники гуляют и ходят в школу не сами, а в сопровождении взрослых, изменились парты, школьная форма, название страны и многое другое. Но, тем не менее, чувства и волнение современных будущих первоклассников остаются такими же, поэтому книга совершенно не потеряла актуальности и в наше время.

Маруся – девочка активная и решительная. Во дворе уже все дети записались в школу, а ее маме некогда, и Маруся сама идет записываться, взяв из дома все документы. А с каким волнением и нетерпением ждет Маруся 1 сентября, как боится проспать! Вскакивает, проверяет будильник, думает, что он сломан, и принимает последний трамвай за первый. В первый день занятий дети реагируют на новый этап своей жизни по-разному: Верочка забилась в угол и плачет – боится оставаться без мамы, а Маруся смело просит маму не заходить за ней и идет домой после уроков сама. Очень интересно читать о том, как уважительно и тактично разговаривает с девочками учитель, как успокаивает их, знакомит со школой и школьными правилами. А сколько интересного еще будет дальше! Не только обучение письму, чтению и счету, но и умение строить отношения с одноклассницами и соседским мальчиком Сережей, общение с которым раньше всегда заканчивалось дракой, и первое дежурство, и первая отметка, и подготовка к празднику, и новогодние каникулы, и поездка за город за вербой для классного уголка живой природы, чтобы порадовать Анну Ивановну, и отличное окончание первого класса, несмотря на не самые лучшие результаты в классе в начале обучения.

первого класса, несмотря на не самые лучшие результаты в классе в начале обучения.
первого класса, несмотря на не самые лучшие результаты в классе в начале обучения.

«Сказка о потерянном времени» написана ещё в 1940 году, но не потеряла своей актуальности. Ведь и в наши дни многие не умеют ценить время, растрачивая его понапрасну на всякие пустяки. Особенно современные дети – компьютерные игры, пустая болтовня, тусовки и неумение себя занять. Герои книги, мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, тоже теряли понапрасну время. И вот однажды четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. И вот свершилось колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Злые волшебники забрали потерянное зря время. Ребята, которые не ценили время, превратились в стариков и старушек. И в то же время у детей оставался шанс вернуть время назад. Сказка учит ценить то, что имеешь, потому что, утеряв необходимое, можешь лишиться шанса вернуть утраченное.

Сказка учит тому, что не нужно откладывать на завтрашний день то, что возможно сделать сегодня. Нужно ценить каждую минуту, каждые час, день, иначе жизнь пролетит очень быстро и можно не заметить, как состаритесь и ничего не успеете сделать. Нужно научиться правильно распоряжаться своим временем. Когда дети столкнулись с жизненными вопросами, поняли, что те, кто стар, уже мудр, чего-то добился в жизни, а они могли так и остаться неучами, растерять всех друзей, все прелести школьной поры и молодой жизни. Им пришлось бороться за то, чтобы вернуть себе украденные годы. Конец у сказки поучительный и добрый: пришлось детям найти друг друга и успеть к полночи добежать до лесной избушки, перевести стрелки назад. Школьники вернули свою молодость и получили настоящий урок для дальнейшей жизни. Писатель хотел сказать нам, что люди учатся на своих ошибках, иногда цена за них непомерно велика. Поэтому стоит обдумывать свои поступки и делать полезные, нужные вещи, не распыляясь по мелочам. Правильно распоряжаться своим временем крайне важно, иначе мы никогда ничего не успеем. Главная мысль сказки: «…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
А ведь ещё есть чудесная добрая пьеса «Два клёна», рассказ «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые приключения кота в сапогах» и «Рассеянный волшебник»… В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Author: karsunCB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *