“Память о прошлом и настоящем – для будущего”
Памятник истории и культуры начала ХХ века, регионального значения. Здание Уездной Земской Управы находится в Реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 1990 года. Здание было заложено в 1891 году. В 1901 году по проекту гражданского инженера Виктора Людвиговича Ивановского в Карсуне было сооружено новое каменное здание Уездной Земской Управы. Здание это обошлось земству около 40000 рублей.
В здании Земской управы проходили заседания земских начальников, дворянские собрания, сезонные балы. Хотя балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими… Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность. Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры – во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке, к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет. Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще. Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах. На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные, и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства. Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды. Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового и айвори, то есть, цвета «слоновой кости».К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном. Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного. Оправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены. Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства. Дворянские собрания собирались в уездах и губерниях раз в три года. Могли также созываться и чрезвычайные собрания, но на это требовалось разрешение губернатора. Давайте акцентируем внимание на том, что Дворянские собрания в этом здании проводили Владимир Николаевич Поливанов (1848 – 1915 гг.) и Протопопов Александр Дмитриевич. Поливанов В.Н. – гофмейстер царского двора, предводитель карсунского и симбирского дворянства, общественный деятель, краевед, один из основателей Симбирской Губернской Архивной Ученой комиссии и Естесственно-исторического музея. Александр Дмитриевич Протопопов (1866 —1918 гг.) — предводитель карсунского и симбирского дворянства, российский политик, крупный помещик и промышленник, член Государственной думы от Симбирской губернии. Последний министр внутренних дел Российской империи. С 1917 года в здании располагался уездный исполнительный комитет – орган диктатуры буржуазии и Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Впоследствии в здании располагался Районный комитет КПСС, Районный комитет комсомола. В этом здании в бытость уездного комитета работали Бурырев К.А., Караваев В.А., Салай М.Г.,была даже женщина Арефьева Т.И., а в годы Райком партии можно вспомнить Рыбина Ивана Дмитриевича, Мякишева Александра Ивановича, Исакова Бориса Николаевича, Царева Алексея Сергеевича, Чубарова Бориса Ивановича, Гареева Рената Фатиховича, Уварова Юрия Николаевича. Они строили планы, выполняли их, боролись за первенство в социалистическом соревновании с другими районами. Всего не перечесть. С 1992 года в здании бывшей Уездной Земской управы, одном из красивейших в Карсуне находятся Карсунскиий художественно-краеведческий музей, детская школа искусств имени А. Пластова. Приводим для читателей описание здания. Шатровая башня и оформление центрального эркера, множественные декоративные элементы из фигурного кирпича – отражают древнерусские мотивы. Шатровую башню венчает флюгер – вензель из букв З и У (земская управа). С восточной и западной стороны здание украшают балконы декорированные чугунными витыми решетками. Здание многофункционального назначения отличал рационализм планировки и четкость объемного решения. На двух этажах управы располагались рабочие кабинеты. На втором этаже размещался зал Дворянского собрания, в котором проходили так же сезонные балы. Две стены залы украшали огромные зеркала и хрустальная люстра на 100 свечей, которую спускали с потолка на системе блоков расположенной на чердаке. Потолок зала отделан лепниной в центральной части и по углам. Гирлянда из чередующихся прямоугольных медальонов украшает верхнюю часть стен. Полы в здании выложены кленовым паркетом, который изготавливали и клали местные мастера. Отопление управы было печным, в подвальном помещении располагались две дровяных печи. Дымоходы проходили внутри стен, по всему зданию опоясывая его. На первом этаже располагались два декоративных камина, украшенные печными изразцами. Парадная лестница представляла собой чугунное литье ступеней и ажурное чугунное украшение пролетов. За время своего существования внутренняя архитектура здания сильно изменилась. Заложены некоторые дверные проемы кабинетов, возведены стены внутри комнат, утрачены многие бронзовые ручки и шпингалеты на окнах. Паркет остался только в большом зале и двух кабинетах второго этажа. Парадная лестница обложена мраморной плиткой. Что–то сохранилось прекрасно, но время разрушает… Напомним, что в канун 120-летия Аркадия Александровича Пластова, чьё имя носит ДШИ, случилось вот что. Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, поддерживающий творчество юных художников, обратил внимание на то, что здание требует ремонта, он дал поручение Правительству Ульяновской области внести в программу поддержки этот важный социальный объект. Если сегодня мы зайдём в здание бывшей Земской управы, то увидим и лепнину, и камин, и отремонтированные окна, чистые стены… А совсем недавно подарок ДШИ им. Пластова сделал кандидат исторических наук, друг детей из ДШИ – Константин Шапкарин (Саранск). Это благодарность за те выставки, которые проводят ребята и их воспитатели в различных уголках страны, в т.ч. и в столице соседней Республики Мордовии – Саранске.