Иван Тимофеевич родился в 1924 году в селе Урено-Карлинское ныне Карсунского района Ульяновской области
В Красную Армию призван в июле 1942 года. В действующей армии с октября 1942 года.
…Лето на Орловщине как в родном Поволжье. В густой траве стрекочут кузнечики, в реденьком леске paздаются птичьи голоса. Но любоваться красотами природы нет времени. Колонна солдат идет вперед, туда, где грохочет война.
По обеим сторонам дороги остаются деревни, сожженные и разбитые. Куда ни кинь взгляд — развалины, обгорелые постройки, одиноко стоящие над руинами печные трубы. В одной из колонн в глубоком раздумье шагал и наш земляк Иван Пименов.
К вечеру, добравшись до заданного района, артиллеристы стали занимать позиции: вырыли окопы, замаскировали и установили орудия. Потом после долгой дороги и земляных работ подкрепились горячим ужином. Даже такой натасканный «сыщик», как гитлеровская «рама», прилетевший на рассвете в их район расположения, не мог разглядеть, что здесь, в засаде, притаилась артиллерийская часть.
…5 июля 1943 года. На горизонте появилась оранжевая полоса занимающейся зари. В 2 часа 20 минут гром орудий разорвал предрассветную тишину, парившую над степью южнее Орла. Всё закружилось, завертелось, раздался ужасный грохот. На позиции, командные и наблюдательные пункты врага обрушился шквал огня. То была артиллерийская контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов. Наша артиллерия, расположенная в полосе 13-й армии, где ожидался главный удар противника, открыла огонь за 10 минут до начала вражеской артподготовки. Этим неожиданным ударом немецко-фашистские войска были застигнуты врасплох.
Было уже 5 ч.30 мин., когда вражеские войска перешли в наступление на всем участке 13-й армии и против правого фланга 70-й армии. Под прикрытием огня тысяч орудий и минометов, при поддержке сотен самолетов к позициям советских войск устремилась армада немецких танков и штурмовых орудий. За ними следовала пехота. На земле и в воздухе вспыхнули ожесточенные бои.
Так началась историческая Курская битва.
Здесь, на одном из участков обороны 13-й армии, сражались с гитлеровцами Иван Пименов и его товарищи. Еще в ходе артподготовки они послали в стан врага немалую долю смертоносного груза. В ходе начавшегося боя были уже отбиты четыре атаки. А враг вводил в бой все новые силы.
На следующее утро над окопами снова взлетела зеленая ракета, и в тот же миг земля вздрогнула от залпа множества орудий.
— Расчет, к бою! — раздалась команда.
Пименов быстро занял место у орудия. Над землей поплыл синий пороховой дым. Грохот орудий и гул моторов усиливался. Через некоторое время за линией немецких окопов появились танки. Наши батарейцы взяли их на прицел и открыли огонь. Возле танков, вражеских машин вырастали столбы вздыбленной земли, черные клубы дыма и вспышки огня. Несколько машин уже горело. Но за ними ползли все новые. Их постигла та же участь. Вот запылало еще несколько танков. Остальные отошли назад.
На рассвете 7 июля противник начал атаку на Поныри. Разрывы тысяч бомб, снарядов и мин, грохот орудий сотрясали землю. Но и в этой обстановке наши артиллеристы самоотверженно отражали вражеские атаки. Об их стойкость разбилась бронированная лавина врага. Советские артиллеристы превратили хваленые гитлеровские «пантеры», «тигры» и «Фердинанды» в бесформенные груды исковерканного и обгоревшего металла.
Короткое затишье… И снова на ожесточенный бой. В одну из таких атак шесть вражеских машин направились прямо на позицию орудия Пименова.
– По танкам бронебойным – огонь!
Прогремело несколько выстрелов, и два вражеских танка замерли на месте. Одна машина, словно споткнувшись, завертелись на месте. Очередной снаряд, посланный Пименовым попал в мотор и над танком поднялся столб дыма.
– Ай, джан Ванюша, какой ты умница! – с восхищением крикнул казах Сисанбай.
— Рано, брат, радуешься, — ответил Пименов. — Впереди еще не то будет.
Так оно и оказалось. Накал битвы все усиливался. Вскоре расчет Ивана Пименова вывел из строя еще один танк. Потом еще… А враг посылал все новые и новые танки. Артиллерийский огонь с обеих сторон ни на минуту не смолкал. Во время последней атаки немцев подносчик снарядов Сисанбай Казаколов и Василий Тарасенко погибли.
В течение 7 и 8 июля гитлеровцы, стремясь во что бы то ни стало прорвать нашу оборону, на отдельные участки фронта бросали в бой сотни танков.
В последующие дни бои стали постепенно затихать. К 11 июля гитлеровцы, понеся огромные потери и не добившись успеха, прекратили наступление.
Наши войска выдержали первый мощный удар противника, хотя и были потеснены на отдельных участках и понесли немалые потери. Однако враг еще не ввел в сражение все свои силы, сосредоточенные на Курской дуге, и надо было ожидать новых мощных ударов. Нужно было быстрее привести войска в порядок, произвести некоторую перегруппировку сил. подвезти боеприпасы. Ведь только за один день артиллерия одной 13-й армии израсходовала 230 вагонов боеприпасов.
…Солнце палит беспощадно. Иван Тимофеевич Пименов откинулся спиной на сырую стену блиндажа, прикрыл глаза, забылся. В памяти стали возникать столь милые сердцу картины: родное село Урено-Карлинское, знакомые с детства лица, прогулки по реке Урень, у подножия меловых лесистых гор…
Тишина между боями всегда тревожная. И никто не знает, когда и чем она кончится. Вот и теперь – четыре атаки отбиты. Когда будет пятая?
Долго ждать не пришлось. Снова затарахтели десятки моторов. Шли танки. Все новые и новые зеленоватые, бронированные коробки с черными крестами выползали из рощи.
Артиллеристы быстро заняли места у орудий и по команде ударили по вражеским танкам. Вот уже пылают один, другой. Слева метко бьет из своих орудий сосед.
Немцы не выдержали. Оставив на поле боя четыре машины, отошли.
На одном из участков фронта гитлеровцы, предприняв последние усилия, остановили наше наступление на линии железной дороги Курск — Орел. Артиллерийская часть, которой командовал гвардии майор Истратов, в срочном порядке была переброшена к железнодорожной станции на помощь державшим здесь оборону стрелковым частям. Среди артиллеристов этой части находился я расчет Ивана Пименова.
Используя минуту затишья, Пименов, привалившись к стене окопа и накрыв лицо, пилоткой решил вздремнуть. Но не успел. Началась мощная артиллерийская канонада.
— К орудию!
На позиции батарейцев с грохотом рвались вражеские снаряды, сотрясая землю вокруг. Пименов и его товарищи отвечали немцам метким огнем. В разгар боя Пименова ранило. Отважный артиллерист остался в строю. Перевязав рану, он снова стал к орудию. И вновь запылали гитлеровские танки. Вскоре Пименова вторично ранило. Но и на этот раз он не уп1ел с поля боя.
— Держись, ребята! — крикнул он вытирая грязный пот со лба. — Если погибну в бою, считайте меня коммунистом.
И когда перед позициями батарейцев появились еще танки, орудийный расчет Пименова открыл огонь. Во время этой дуэли вражеский снаряд разорвался возле орудия и вывел из строя весь его расчет. Пименова ранило в третий раз.
…Какая-то неведомая сила заставила его подняться. Собрав все силы, он подтащил к орудию ящик со снарядами и весь запас противотанковых гранат. Превозмогая боль, Пименов загнал в казенник орудия снаряд, прицелился, выстрелил по танку.
Каждый выстрел ему давался с трудом. Но вот снаряды кончились. А танки уже совсем близко. Пименов схватил противотанковую гранату и с силой бросил ее под гусеницы ползущей на орудие машины. Танк запылал. Но следом за ним шел еще один. «Этот, видимо, прорвется, — мелькнула страшная мысль в голове артиллериста. — Нет, не должен пройти!». Пименов взял связку гранат и спрятался за щитом орудия. Танк с каждой секундой приближался. Обессиленный, истекая кровью, Пименов пополз навстречу, и когда танк был уже рядом, встал я с яростью крикнул:
— Нет, сволочь, не пройдешь!
Прижав гранаты к груди, Иван Пименов бросился пол гусеницы машины. Оглушительный взрыв потряс землю. Фашистский танк не прошел. Его остановил,- пожертвовав своей жизнью, 19-летний советский солдат Иван Пименов… Это было 22 июля 1943 года. А вскоре наши войска перешли в решительное наступление, погнали врага па запад.
В Курской битве гитлеровская армия понесла огромные потери. В битве участвовало свыше 70 ее дивизий, или около трети всех дивизий на советско-германском фронте, и 30 из них были разгромлены. За 50 дней немецко-фашистские захватчики потеряли более полумиллиона солдат и офицеров. Особенно тяжелый урон был нанесен танковым войскам противника.
Более 100 тысяч наших воинов за битву под Курском были награждены орденами и медалями, 180 из них, особо отличившимся, присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 27 артиллеристам, семерым из которых высокое звание присвоено-посмертно. Удостоен этой чести и наш земляк Иван Тимофеевич Пименов — уроженец села Урено-Карлинское Карсунского района.
После боев оставшиеся в живых друзья Пименова с почестями похоронили его останки в селе Тросна Орловской области. Имя отважного воина навечно внесено в списки личного состава Н-ского гвардейского артиллерийского полка.
Звание Героя Советского союза присвоено 8 сентября 1943 года посмертно.