До сих пор коренные жители райцентра разделяют территорию в границах старого Карсуна на три части (слободы) под названиями Казаки, Стрельцы и Пушкари, в каждую из которых входят по несколько улиц. О прошлом этих слобод кратко и расскажем.
КАЗАКИ. Как известно, город Карсун основан около середины XVII века при сооружении оборонительного рубежа (Укрепленной линии между Волгой и р. Сурой) по охране русских владений от разбойничьих набегов кочевников. Для несения сторожевой службы сюда были присланы военные люди различных родов войск. В 1651 году, например, из с. Выползово (принадлежащего тогда жене Б. М. Хитрова — строителя рубежа), ныне Сурского района, переселяются станишные казаки.
Об этом событии в так называемых отказных книгах записано: «…в прошлом-де в 159 (1651) году станишные казаки деревни Выползово переведены в город Карсун на вечное житье».
Заселили они южную часть городской черты около речки Карсунки. Немедленно был решен вопрос обеспечения прибывших во главе со Степаном Пономаревым землей. О том местные власти сообщали начальству: «… карсунским казакам 700 человекам отделено и отгранено подгородные ближние пашни против города Карсуна от их казачьих усадеб земли 4446 чети в поле, а в дву потому же…» (четь—0,5 га).
Одновременно в слободе построили деревянную церковь (Рождественскую), в приходе которой тогда оказались 354 двора. В дальнейшем население стало убывать в связи с переселением многих семей на новые места. В 1685 году здесь уже насчитывалось: «… 125 дворов казачьих, 27 дв. бобыльских, 8 дв. крестьянских, 27 дв. станишных дозоршиков.
Перед революцией казачья слобода включала нынешние улицы им. Степана Разина, Вишнякова, Барышскую, часть Лебедевской и восточные оконечности Саратовской и Пензенской. В обществе насчитывалось до 200 крестьянских хозяйств.
За годы Советской власти в этой части поселка появилось несколько новых улиц, население увеличилось и к 1967 году — ко времени выборов в местные органы государственной власти—составляло 2000 человек.
ПУШКАРИ. В 1647 году после завершения сооружения первой очереди оборонительного рубежа, протянувшегося между рекой Барыш и Сурой, и построения г. Карсуна сюда были переселены из Курмыша вместе с семьями пушкари и затинщики (затинщик — воин, заряжавший пушку). Прибывшим выдали «снаряды—пищали: одна медная, девятипудовая, пять пищалей затинных, да к ним же ядра…» (Пищаль -пушка).
Переведенцы обзавелись жилищами, которые «рассыпались» по западной стороне города (ныне ул. Ленина и им. Тельмана), образовав слободку. Они получили полевые и др. угодья в 5 километрах к юго-западу на правобережье Карсунки, где позднее построили летние хутора. Почти одновременно строится соборная церковь, в приход которой зачисляются все пушкарские семьи. Духовенству отводятся 60 четей пашни и 20 копен сена (10 копен—1 га лугов) из владений, принадлежавших московскому патриарху. Дань (налог) с этой земли последний предложил платить за счет «приходских 12 дворов пушкарских», на что выдал потом особую грамоту.
Карсунский соборный пастырь Кирилл, возвращаясь с этим документом из столицы в феврале 1677 года, подвергся нападению. Его «…в Алатырском уезде на дороге разбили разбойники, неведомые люди и тое нашу святейшего патриарха грамоту и иные письма у него, протопопа, взяли»
После революции пушкарское общество состояло из 20 с лишним хозяйств, землей пользовались по-прежнему около села Краснополки.
При Советской власти слобода постепенно росла. Впервые появилось предприятие — канатно-прядильная фабрика, основанная в 1927 году, на базе которой был создан нынешний райпромбыткомбинат.
К очередным выборам в Верховный орган государственной власти Российской Федерации и местные Советы, состоявшимся в марте 1967 года, в Пушкарях насчитывалось 587 избирателей, функционировали: вечерняя школа рабочей молодежи, школа-интернат, различные цехи, гаражи и склады потребкооперации, производства и учреждения.
СТРЕЛЬЦЫ. Появились они на карте, как и Пушкари, в 1647 году, но заселены были лишь на следующее лето пешими стрельцами из Алатыря, Ядрина и некоторых иных городов. Обосновались переведенцы в северо-восточной половине городской территории, образовав большую слободу.
В 1653 году здесь была построена деревянная церковь (Архангельская), а вокруг нее находились «… дворы: попов, дьячков, понамарев, двор голован, 308 дв. стрелецких…» Новоселов наделили угодьями «по строельным книгам Бориса Приклонского дикого поля подгорной земли от речки Климатки вниз по реке Барышу…»
В дальнейшем количество жителей в Стрельцах значительно уменьшилось, т.к. многие семьи выехали, основав в окрестностях новые селения.
В 1685 году в слободе насчитывалось: «…2 двора подьячих, 170 дворов стрелецких, 5 дворов бобыльских…».
До революции эта часть уездного центра, состоявшая из нынешних улиц Октябрьской, Горького, Московской и некоторых других, росла очень медленно, но в советское время быстро ширилась.
Слобода явилась колыбелью первенца колхозного движения в районе. Здесь раньше всех создалась сельскохозяйственная артель, главным организатором, руководителем которой был местный житель, потомок стрельцов, коммунист Д. М. Еремин.
Сейчас в Стрельцах сосредоточена основная сеть учебных заведений и культпросветучреждений, большая часть предприятий райцентра, проживает свыше 4000 человек, преимущественно рабочих, служащих, интеллигенции.
УЛИЦА ГАГАРИНА (быв. д. Глазов Луг). Основана в 1856 году крестьянами Стрелецкой слободы. Поводом к переселению послужило притеснение их городскими властями, запретившими делать на домах и надворных постройках соломенные кровли, а существующие приказано было снести и заменить тесовыми или из огнеупорного материала.
Многим выполнить это требование оказалось не под силу. И вот несколько десятков семей из Стрельцов решили покинуть Карсун и перевезти свои усадьбы за городскую черту, на полкилометра от нее — к северо-востоку. Получив разрешение, они так и сделали. Обосновавшись возле луговых и других угодий магната Глазова.
В дореволюционное время деревушка Глазов Луг росла медленно и только при Советской власти начала шириться. В 50-х годах она полностью слилась, с Карсуном и стала составлять две больших улицы райцентра—продолжение Горьковской и им. Гагарина.